Бывают ситуации, когда знание английского языка может спасти жизнь, в прямом смысле этого слова. Пример тому известные контрацептивы Ярина, Джес, НоваРинг, Депо-Провера и пластырь Евра.
В отечественном интернете о них пишут с восхищением, приписывая несуществующие лечебные свойства и абсолютную безвредность. Но, заглянув в англо-говорящую часть всемирной сети, есть от чего прийти в отчаяние.
Американские женщины строчат судебные иски на производителей этих препаратов: живые с целью возмещения серьезного вреда здоровью, а родственники погибших требуют компенсаций за потерю близких. Лучшие адвокатские компании США работают над коллективными исками к фарм-гигантам, и готовы оказать бесплатную помощь всем пострадавшим.
В России бурления масс по этому поводу не наблюдается: женщины умирают тихо, без судебных разбирательств, от оторвавшегося тромба, сердечного приступа или инсульта. Более «везучие» с годами привыкают к приобретенным благодаря гормонам тромбофлебиту, варикозу, панкреатиту и болезнями печени. Даже в раке груди наши женщины не привыкли никого винить, тем более производителей лекарств и врачей их назначавших.
В 2001 году на американский рынок вышли противозачаточные таблетки Yasmin, в России зарегистрированные как Ярина. В их состав входит новый прогестин дроспиренон, аналог спиронолактона. В ходе клинических исследований выяснилось, что он не только помогает не забеременеть, но и даёт косметический эффект. Компания – производитель Bayer Healthcare начала беспрецедентную рекламную компанию: с экранов ТВ, страниц журналов и газет было заявлено о Ярине как уникальном средстве от угрей, быстро грязнящихся волос и болезненного ПМС. Миллионы женщин под воздействием рекламы и рекомендаций своих врачей начали его прием, ошибочно называемый курсом лечения.
За несколько лет Ярина стал самым популярным в США, и одним из самых продаваемых в мире О.К.. В 2008 году Bayer, на волне успеха Ярины, начал массированную маркетинговую кампанию для своего нового контрацептива Yaz (Джес), на основе того же дроспиренона. К этому моменту уже возросло количество сообщений о нежелательных и опасных последствиях после приема Ярины: тромбоэмболии, инсульты, панкреатиты, камни в желчном пузыре и почках, зафиксированы случаи удаления желчного пузыря.
Предположительно, всему виной дроспиренон, малоизученный прогестин, обладающий антиминералокортикоидной активностью. Он увеличивает выведение натрия и воды, что неизбежно повышает калий в крови, а это приводит к пресловутым тромбам. И печень с желчным пузырём его тоже плохо переносят.
FDA пытается призвать к ответственности компанию Bayer, но пока суд да дело, а о страшных побочных действиях в аннотации – вкладыше до сих пор ни слова: и вроде есть, говорится там, но и не доказано, что именно от таблеток. Всё очень хитро. В 2009 году произошёл и неприятный инцидент: на немецком заводе Bayer зафиксированы отклонения от стандартов качества и неправильные расчеты ингредиентов, в частности дроспиренона. Это не исключает подобных случаев и в будущем, тем более что фарм – гигант не реагирует ни на претензии, ни на предписания.
|